Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Идеи правового государства для современных демократических государств являются базовыми принципами, которые участвуют в формировании режима правового ограничения.
Демократия не может существовать в отсутствие уважения к правам человека. Обязанности человека и гражданина не следует расценивать как нечто противоречащее демократическим началам организации общества и деятельности государства.
Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой. Русский юрист И.В. Михайловский отмечал: «Если нарушение законов гражданами есть большое зло, то это зло достигнет наивысшей степени, когда оно совершается властью, т.е. тем самым авторитетом, который санкционировал законы, а следовательно, прежде всего обязан охранять их. Нет более опасного пути, чем тот путь, на который становится власть, нарушая законы: она теряет свой этический авторитет и начинает опираться на самый ненадежный базис, а именно на силу.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Административные права и обязанности граждан Российской Федерации: понятие, сущность
В конце прошлого века Российская Федерация столкнулась с необходимостью обновления и расширения механизма административно-правового регулирования. С этой целью были расширены права граждан, закреплены демократические основы и принципы деятельности органов исполнительной власти, а также было установлено, что правоотношения должны регламентироваться в первую очередь законом. Правоведами было справедливо отмечено, что «за всю свою жизнь гражданин может ни разу не избираться депутатом, не иметь дела с судом, но избежать многочисленных и разнообразных контактов с органами управления он никак не может» [27, С.62]. И в этом случае важную роль приобретает административно-правовой статус гражданина – его юридически закрепленное положение в обществе, его права и обязанности, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов, реализуемых в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека при его взаимодействии с органами публичной власти: Президентом нашей страны, органами исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, а также судьями [20, С.58].
Административно-правовой статус гражданина находит свое оформление в нормативно - правовых актах, которые:
1) закрепляют права, свободы и обязанности гражданина;
2) регулируют порядок их осуществления в сфере государственного управления;
3) закрепляют средства и способы охраны, защиты, а также восстановления нарушенных прав и свобод;
4) устанавливают административную ответственность гражданина, а также порядок ее реализации.
К числу таких актов относятся: Конституция РФ, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О беженцах», Федеральный закон «О вынужденных переселенцах», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и многие другие.
1.2 Правовые основы реализация административных прав и обязанностей граждан Российской Федерации
Анализ законодательства позволяет выделить следующие группы федеральных законов, определяющих административно-правовой статус гражданина.
Первая группа включает федеральные законы, которые конкретизируют конституционные нормы о правовом статусе гражданина. Они раскрывают содержание основных прав, свобод и обязанностей гражданина и закрепляют административно-правовой механизм их реализации [14, С. 187].
Большинство таких нормативных правовых актов носит комплексный характер. Комплексных федеральных законов, регламентирующих административно-правовой статус гражданина в той или иной сфере (отрасли) государственного управления, очень много. Например, в области здравоохранения правовое положение гражданина закрепляется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[2], в сфере социального обеспечения – Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[3], в сфере науки – Федеральным законом от 26 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»[4], в сфере обороны — Федеральным законом от 31 мая 1996 г «Об обороне»[6] и т.д. В настоящее время построение многих отраслевых законов подчинено задаче реализации прав, свобод и обязанностей гражданина.
Особенность комплексных законов заключается в том, что они наряду с нормами, устанавливающими порядок реализации конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина, содержат положения, связанные с организацией государственного управления в отдельных сферах (отраслях). Например, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»[7], кроме норм, определяющих правовое положение гражданина в области образования, включает также нормы, закрепляющие систему образования в Российской Федерации, правовой статус образовательных учреждений, порядок их создания и прекращения деятельности, виды образовательных учреждении и др.
Кроме комплексных законов, конституционные нормы о правах, свободах и обязанностях граждан конкретизируются в правовых актах, которые носят целенаправленный статусный характер. Они издаются именно для того, чтобы раскрыть содержание и определить механизм реализации того или иного конституционного права, свободы или обязанности. Так, положения статьи 27 Конституции Российской Федерации, закрепляющие право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, подробно раскрываются в Федеральном законе от 25 июня 1993 г. «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[8].
Вторую группу федеральных законов, закрепляющих административно-правовой статус гражданина, составляют те, которые первично устанавливают права и обязанности гражданина. Этими же законами определяется административно-правовой механизм их реализации. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 13 августа 1996 г. «Об оружии», закрепляющий право гражданина на приобретение, хранение и ношение оружия.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Практические проблемы реализации административных прав и обязанностей граждан Российской Федерации
Любая отрасль права основывается на принципах Конституции Российской Федерации, административное право не стало исключением, так один из важных принципов Конституции РФ – это права и свободы человека и гражданина. Права человека-это нравственный фундамент любого общества и правовой системы. РФ признала права человека как наиболее приоритетными и ценными, так же признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закреплённых в таких актах как Всеобщая декларация прав чело- века(1948); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека (1950) и др.. Подтверждению приверженности российской демократии служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина [19, С.45].
Одной из главных проблем в российском обществе - это нарушение прав человека и гражданина. Так за 2019 г. к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступило 42 850 жалоб, что на 46 % больше, чем в 2018 г. [26, С.25]. По нашему мнению, это связано из-за пробелов в праве и того, что сегодняшнее законодательство часто изменяется.
В отрасли административного права нарушаются права человека и гражданина, это связано с тем, что административное право часто изменяется, корректируется и дополняется, тоже уголовное и гражданское право более полно урегулированы законодателем [27, С.63]. Из этого можно сделать вывод, что проблема защиты прав и законных интересов человека и гражданина в сфере административно правовых отношений является актуальной проблемой современной России. Решение этой задачи приблизит нас к построению правового государства, неотъемлемой частью которого является эффективный механизм защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
К сожалению, жизнь человеческого общества постоянно сопровождается попытками одних людей ограничить права и законные интересы других людей, в том числе незаконными средствами и способами. Для того, чтобы предотвратить противоправные попытки нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, минимизировать вред от таких нарушений, общество на протяжении всей своей истории вырабатывало правовые средства защиты прав, свобод и законных интересов, и прежде всего от произвола органов публичной власти [24, С.24].
В последние годы Уполномоченному по правам человека все чаще поступают жалобы, на незаконность действий сотрудников правоохранительных органов при привлечении к административной ответственности за нарушение требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Так же мы считаем, что данная проблема требует повышенного внимания со стороны надзорных ведомств.
Проблема обращений в государственные и муниципальные органы, является одной из многочисленной в данный момент. Право граждан на обращение в государственные и муниципальные органы, предусмотренное ст. 33 Конституции Российской Федерации и детализированного положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В докладе Уполномоченного по правам человека и гражданина, говорится, что граждане жалуются чаще всего на нарушение сроков рассмотрения их обращений либо на отсутствие ответов на них, на ответы не по существу проблемы, сложности записи на личный прием к руководителям, а также передачу жалоб в органы, решения которых обжалуются.
Заслуживает внимание, что законодатель пытается уменьшить количество жалоб в данной сфере. Так, например, в работу органов государственной власти были внедрены единые электронные базы данных, благодаря которым предотвращаются направления гражданами повторных обращений или приводит к отсутствию необходимости направления каких-либо заявлений. Так же законодатель приводит возможность получения ответа в установленные сроки от органов, в которые заявитель направил жалобу. Практика же показывает обратное, что сроки ответов на обращения в государственные и муниципальные органы является гораздо больше. Так же нередки случаи, когда граждане вообще не получают ответы на свои обращения, что является прямым нарушением Закона о рассмотрении обращений или чаще всего, получаемые ответы являются размытыми либо ответы не по существу обозначенной проблемы[22, С.23].
2.2 Перспективы реализации административных прав и обязанностей граждан Российской Федерации
Защита прав и свобод человека и гражданина занимает центральное место в правовом государстве. Участие иных институтов (например, главы государства как гаранта прав и свобод, государственных органов) усиливает влияние этого механизма, но не заменяет его.
Поэтому главным ориентиром в деятельности судов, в том числе и в области административной юстиции, является защита прав и свобод человека и гражданина. По словам Президента Российской Федерации В. В. Путина: «Практика административного судопроизводства изначально ориентирована на защиту прав граждан.» [20, С.10].
Вопрос развития системы защиты прав и свобод человека и гражданина в отношениях с публичной властью всегда был актуальным для российской правовой системы. Совершенствование административной юстиции (самостоятельной системы специальных органов судебной власти, осуществляющих контроль в сфере государственною управления, а также защиту субъективных прав граждан в случае их нарушения незаконными действиями (бездействием) администрации) является одним из способов улучшения эффективности этой защиты. Несмотря на то что административная юстиция имеет глубокие исторические корни, развиваться в России как отдельный институт она начала относительно недавно. Административная юстиция очень тесно связана с механизмом защиты прав, свобод человека и гражданина, потому что по сути она является одним способов его обеспечения.
Необходимо отметить то, что в Российской Федерации представление об административной юстиции достаточно абстрактно – многие исследователи в области права до конца не понимают, что она представляет собой, как она себя проявляет в системе российского законодательства. Некоторые считают, что это подотрасль административного права. Известно, что административное судопроизводство является частью административной юстиции [23, С.169].
Так административное судопроизводство в Российской Федерации регулируется на основании Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ [10]. В статье 1 настоящего Кодекса говорится, что предметом регулирования административной юстиции является порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Кодекс регулирует порядок защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, нормативных правовых актов, решений или действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или публичными полномочиями о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц [15, С.89].
Практическое применение норм Кодекса административного судопроизводства в ряде случаев может сопровождаться некоторыми трудностями. В частности, сложности могут касаться подведомственности судов. Так, например, проблема в деятельности Верховного суда Российской Федерации связана с рассмотрением административных дел с участием юридических лиц двумя коллегиями (экономической и административной). В связи с тем, что подобные дела находятся на стыке частного и публичного права, решение дел из публичных правоотношений требует особой подготовки судей [24, С.30].
Необходимо отметить, что споры об административных правонарушениях, которые пришли из арбитражных судов, административная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решает на основании споров из судов общей юрисдикции (то есть на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и на основании состязательного процесса, прописанного в Арбитражном процессуальном кодексе.
Верховный Суд Российской Федерации также видит необходимость в создании специализированных судов, но в тот же он объясняет, что финансовых средств пока что недостаточно, чтобы реализовать данную реформу.
Также необходимость создания административных судов в Российской Федерации обуславливается сложностью и специфичностью административных дел. Судьи должны специализироваться по административным делам, на подобии того, как осуществляется специализация судей по уголовным, гражданским делам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы рассмотрели вопрос «Реализация административных прав и обязанностей граждан Российской Федерации: правовые основы, практические проблемы, перспективы их решения».
В заключении можно добавить, что свое юридическое оформление административно-правового статуса гражданина Российской Федерации находит в нормативно-правовых актах, которые:
— устанавливают круг прав, свобод и обязанностей гражданина;
— регламентируют порядок их реализации в сфере государственного управления;
— закрепляют способы и средства защиты и охраны, а также восстановления нарушенных прав и свобод;
— устанавливают административную ответственность гражданина, а также порядок ее реализации.
Без соответствующих административно-правовых норм, регулирующих отношения граждан с органами исполнительной власти (их должностными лицами), установление, закрепление, а, следовательно, и само существование административно-правового статуса гражданина невозможно.